Опрос посетителей
Сколько стран Вы посетили в своей жизни

День 1 – Енакиево – ДНР – Украина – Танаис – Ростов-на-Дону

Сегодня я начал новую веху в истории своей жизни. Сегодня я начал главное путешествие за последние 29 лет. Главный критерий, почему именно это главное путешествие – оно не имеет границ и ограничений. Я не знаю куда и когда я поеду. Мне не нужно возвращаться назад, передо мной только дорога вперед. Самое интересное – такие бесшабашные походы я совершал только в 2009 году, когда всех бил кризис и все жаловались и стонали.  А для меня  это был самый интересный год в моей жизни. И главное достижение года – поездка на Соловки.

Выезд мы наметили на половину четвертого утра. По имеющемуся у меня опыту, это лучшее время – ночью люди боятся ездить по Донбассу на своих авто, поэтому часов в 6-7 утра на границе машин мало. А на блок-постах ночная смена уже устала, а дневная, свежая и бодрая, еще не пришла.
Сборы затянулись до 4 утра. Несмотря на установку багажника на крышу авто емкостью в 480 литров места, оказалось мало. Вещей у нас в этот раз значительно больше, чем в прошлые поездки, но и уровень комфорта другой. Большая палатка (у некоторых комната в общежитии меньше), холодильник, газовый баллон на 5 литров, стол  и стульчики, большой тент и гитара, мольберт для рисования и краски, палатка – туалет и душ-топтун, металлоискатель-монетник и ласты с маской – все это то, без чего я путешествовал раньше. Но в этот раз мы едем надолго и захотелось комфорта. В итоге часа три упаковывали вещи по всей машине – с трудом, но поместились.

Теперь пару слов о нашей компании. В эту авантюрную поездку мы отправились вчетвером плюс собака. Я – 29 летний авантюрист, которого тянет на приключения, супруга Ника, которую видимо тянет за мной на приключения, собака Герда, которую мы тянем на пару за собой, но ей это нравится, друг Димон и его супруга которые решили попробовать себя в таком авантюрном предприятии, как путешествие по СНГ при минимальном бюджете.

Несколько слов о деньгах – с собой я взял 100$, 20 евро и 1050 рублей. Есть еще 100 $ на совсем крайний случай.  А дальше будем жить за деньги, которые заработаем в интернете. Так что бюджет скромный, но в этом свой кайф.

В общем, всей честной компанией мы в 4 утра выехали в путь дорогу. На одометре машины (далее Тягача) 24060 (не знаю по какому кругу). В баке 12 л. соляры плюс 10 резерва. Грохот от нашего движения стоит неимоверный – при работе на холостых труба глушителя ложится на заднюю ось и стучит как крупнокалиберный пулемет. Хорошо, что едем засветло – не попутают с БТРом. При включении скорости звук пропадает. Ладно, будем решать эту проблему по ходу движения, машина загружена так, что задние колеса полностью скрылись в арках. Такой модный кавказский тюнинг.

Первый блокпост нас ждал на выезде с Юнкома. Подошел ДНРовец с автоматом и уточнил откуда едем. Так как дорога к посту идет из Енакиево – ответил просто «с Енакиево», на что получил ответ хорошо – проезжайте. До Шахтерска доехали без приключений, а в Шахтерске попробовали поехать не через центр города, а по знакам на Снежное и Луганск – так сказать по объездной. Дороги там просто нет. И это не последствия войны. Проезжая мимо проходной какого-то завода читаем классный лозунг – «Радуйся – ты идешь на работу». Возможно, это ликеро-водочный завод.

На выезде из Шахтерска попадаем на большой блок-пост ДНРовцев. Вежливо просят открыть багажник и багажник на крыше, после чего пропускают дальше. Проехав Большую и Малую Шишивку спускаемся к мосту через Нижнюю Крынку в Благодатном и оху… короче  были злобно удивлены.  Мост через реку взорван. И что дальше?

День 1 – Енакиево – ДНР – Украина – Танаис – Ростов-на-Дону

Бросаем машину, идем на другой берег по останкам моста, находим местного жителя, который сперва шарахнулся от нас как от прокаженных (чужие в селе) и потом объяснил, как проехать по полям до Амвросиевки. Спрашиваю, что с мостом. В ответ: «Такое время». Если честно – ничего не понял в этом ответе, но переспрашивать не стал. Возвращаемся к машине и отправляемся по бездорожью в объезд. Покрутив километров 15, выехали на дорогу ниже моста. Спереди появился какой-то стук словно машину подковали. Попытка выяснить источник звука результата не дала. Ладно, решаю дотянуть до границы, а там разбираться что стучит. На въезде в Амвросиевку блок-пост национальной гвардии. Стандартный осмотр багажников и дальше в дорогу. Проезжаем Амвросиевку - и вот мы на финишной прямой до границы. Асфальт здесь ровный – можно немного разогнаться – эдак километров до 80 – 90. Разгоняюсь – хлопок спереди машины. Плавно отпускаю газ и дизелем скидываю скорость. Есть - пробито переднее правое колесо. Очень плавно останавливаюсь. Машину вообще не повело, не потянуло. Абсолютно ровная траектория и плавная остановка дизелем. Хороший стук всегда наружу вылезет. Вот он и вылез. Выгружаем все из багажника, чтобы добраться до запаски. И тут сталкиваемся с настоящей проблемой. Крепежные болты колес затянуты на шиномонтажке пневматическим пистолетом. Когда я дома срывал колеса, то использовал трубу и погнул ключ. А здесь трубы нет. Димон попробовал сорвать – без результата по всем 4 болтам. И это при его опыте работы на шиномонтажке. Ок. Вспоминаю науку одного из своих заводских учителей дяди Саши Гречихина – берусь за ключ, включаю псих и резким рывком, подтверждённым эмоциональным матом, срываю болт, а вместе с ним и кожу на мочке пальца. Нехрен работать без перчаток. Одеваю перчатки и срываю уже проверенным методом остальные болты.

На таможню приехали в 7 утра и стали четвертыми в автомобильной очереди. Это очень хорошо. А плохо то, что таможенный пункт оказался обесточен. Пришлось ждать полчаса, пока наладят работу генератора. Украинскую таможню прошли спокойно – даже в машину не заглядывали, собаку и не заметили. Российские таможенники более ответственно осмотрели вещи, проверили справку на собаку и т.д. Услышал разговор двух российских таможенников:

- Сегодня опять бомбили пункт пропуска…
- Кто наши или нацгвардия.
- Нацгвардия конечно.
- Я что-то не пойму, нацгвардия ведь охраняет границу, зачем им обстреливать погранцов.
- Не знаю, но сказали нацгвардия.
- Так бомбили или обстреливали?
- Не знаю.
- Ну с самолетов или нет?
- Не с самолетов.
- Значит обстреливали. Слышал там ИС-3 под Славянском воюет и Т34 запустили…

В общем ситуация на Украине плотно сидит в разуме у всех.

Все, мы в России.

В нескольких километрах от границы организован временный пункт для беженцев из Украины. Решаю заехать туда, пообщаться с людьми. Рассказали следующее.

Приезжаешь в этот пункт из Украины, регистрируешься, тебе выдают место в палатке и временную регистрацию. Каждый день приезжают представители из разных регионов России и предлагают работу. Вчера были с Краснодарского завода, много людей забрали из Смоленского колхоза. Там даже дом предлагают, если пойдешь работать к ним.

До таганрогской трассы доезжаем спокойно, делаем остановку возле мемориала Славы – красивое место. Фоткаемся и едем дальше.

День 1 – Енакиево – ДНР – Украина – Танаис – Ростов-на-Дону

Сообщаю спутникам, что сейчас нас будут «тормозить» гайцы на посту, проверять документы. И правда, уже даже проскочили пост, но гаец с опозданием засвистел и чуть ли не бегом побежал за машиной. Останавливаюсь – от судьбы не уйдешь. К моему удивлению к машине подходят двое в штатском. Представившись службой безопасности, проверяют документы и отправляют на регистрацию транспортных средств на пост. В это время замечают гитару в машине и спрашивают:
 – Кто играет на гитаре.
- Я – отвечает Димон.
- Покажи.
- Что показать, как играю или гитару?
- Гитару покажи.
Показал. На этом проверка закончилась.

Главной сегодняшней достопримечательностью в России должны стать археологические раскопки самого северного греческого города Танаис. Раньше я думал, что Танаис - это сигареты так называются. Оказывается, Танаис это греческое название Дона.

Подъехав к территории музея, узнаю стоимость экскурсии. От 85 до 245 рублей, в зависимости от того, какие залы посещать. Решаем оставить посещение музея на вечер, а сейчас выехать на берег Дона, пообедать и подремать. Поспать сегодня ночью не удалось никому.

Спрашиваю у охранника, где можно подъехать к реке и можно ли в окрестностях заночевать в палатке. Оба ответа отрицательные. Веры в такие ответы у меня нет. Поэтому еду в село Некляевка лично убедится в правдивости информации.

По окраине села Некляевка проходит железнодорожная линия, отрезая село от береговой линии. Нахожу семью цыган, сидящую во дворе, спрашиваю у них как выехать на реку. Отвечают, что они только здесь поселись, поэтому не знают, советуют найти других аборигенов. Нахожу другого жителя села, который подробно описывает, как через туннель под путями выехать на пляж. Разворачиваю машину, старый цыган увидел номера – бежит ко мне.
- А Вы откуда?
- С Донбасса.
- Я вижу по номерам, что с Донбасса, откуда именно.
- Енакиево.
- Да, тут много цыган приехало с Донбасса, у Вас там ужас что творится. Мы тоже смотрим телевизор.
- Да не так у нас и страшно.
- Война не страшной не бывает. Удачи Вам.
Говорит он это от всей души. Я верю в силу предсказаний и пожеланий цыганского народа, который знают во всем мире. Для меня его пожелание очень важно.
- СПАСИБО.

Мои спутники не однозначно относятся к цыгану, но я знаю, этот народ с хорошей стороны, поэтому уезжаю с благодарностью за доброе слово.

Выезжаем на обещанный пляж – площадка берега реки метров 10, на которой стоит десяток машин, купаются дети и сидят рыбаки. Да, печально, и это в хуторе, где береговая линия позволяет сделать хороший пляж.

Вода в реке теплая, но грязная. Дно возле берега песок, дальше ил. Очень мелко. Кто то начинает жаловаться на собаку, хотя этой воде и берегу-мусорнику собака навредить при всем желании не может.

Искупались, перекусили, понимаем, что здесь отдохнуть не удастся. Очень людно. Решаю найти другое место. Иду к рыбакам узнать окрестности.

Спрашиваю сразу – это один из рукавов Дона?
- Какой Дон, это река Мертвый Донец. Дон отсюда далеко. Посмотри карту.
Впадаю в ступор. Впервые слышу такую реку. Был свято уверен, что это один из притоков в дельте Дона. Каково мое было удивление после, когда я узнал, что Мертвый Донец и есть один из притоков Дона, а аборигены об этом и не знают.
- Есть места где можно стать палаткой?
- Повернул бы на лево и стал. Там пляжа нет, но мест для палатки хватает.
Учитывая то, как я заезжал, совершив штук 5 поворотов, уточняю, где именно нужно повернуть налево. Другой мне недовольно объясняет, типа понаехало тут. Потом добавляет про Украину.
- Я вот чего не пойму – в Авганистане правительство уничтожили в один день. Неужели не могут грохнуть этого Порошенко. Где эта Альфа. И вообще захотелось Вам независимости, вот и получаете. А от кого Вы были независимые.
У меня огромное желание ответить, что не мое поколение развалило СССР, а его, что мне было 5 лет, когда Украина стала независимой, но вести дискуссию нет никакого желания. Старый цыган и то больше в жизни понимает, чем мои собеседники, которых я считаю соотечественниками, русскими, славянами. Ладно, благодарю за информацию, желаю им удачи.

Переезжаем в другое место. Здесь и правда нет пляжа, но нет и хорошего места для палатки. Вешаем тент и ложимся спать.

День 1 – Енакиево – ДНР – Украина – Танаис – Ростов-на-Дону

Просыпаемся часа через 2, купаемся и едем музей Танаис. Время к 4 часам. На входе у охранника спрашиваю, до скольки работает музей. До 19. Класс, у нас еще много времени.

Оплачиваем билет по 85 р с человека, покупаю красивый магнит Танаис за 65 и 2 буклета за 20. Итого из имеющейся 1000 рублей 420 уходит.

Солнце сильно печет, но мои спутники тянут меня на раскопки.  Иду с неохотой, хотел пересидеть в тени часик жары. Раскопки большие, но ничего очень интересного нет. Так посмотреть один раз. Интереснее почитать инфу о Танаисе, которую и прилагаю.

ГОРОД ТАНАИС

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.
В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи) торжищем варваров. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале V века н. э. пришёл в запустение.
МУЗЕЙ ТАНАИС
«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России. Его основу составляют участки античного города Танаиса, открытые в результате исследований Нижне-Донской экспедиции Института археологии Российской Академии наук, ведущихся с 1955 г. Город, названный по имени реки Танаис (Дон), в устье которой при впадении ее в Меотиду (Азовское море) был основан, почти восемь столетий играл значительную роль в экономической и политической жизни городов Северного Причерноморья и пограничных с ними пространств Великой Степи.
Инициаторами создания музея-заповедника были начальник Нижне-Донской экспедиции Д.Б. Шелов и зам. директора Ростовского областного музея краеведения С.М. Марков. В 1958 г. вышло постановление Ростовского облисполкома «О создании музея-заповедника «Танаис» как филиала Ростовского областного музея краеведения». В 1960 г. музею в бессрочное пользование была передана земля с основной площадью городища и прилегающими к нему участками некрополя. Началось строительство первых музейных зданий на основе щитовых конструкций: музейной экспозиции, администрации и двух небольших подсобных помещений. Были выделены две штатные единицы (заведующий и сторож). 1 августа 1961 г. музей открылся и принял первых посетителей.
В 1981 г. решением Ростоблисполкома утверждены охранные зоны заповедника площадью 1200 га. В 1990 г. музей-заповедник получил статус самостоятельного учреждения культуры.
Сегодня в заповеднике трудится около 40 человек. На территории его усадьбы размещаются новое здание музея с основной исторической экспозицией, здание фондохранилища, административные помещения, корпуса для стационарных и временных выставок, музейно-педагогических занятий, технические службы. Заповедник стал значительным культурно-просветительным и научным центром региона, известным далеко за его пределами.
Важнейшая роль в становлении и развитии музея-заповедника принадлежит полувековому творческому союзу заповедника и Нижне-Донской археологической экспедиции, ставшей с 1993 г. международной (отряды Германского Института археологии и Института археологии Варшавского университета).
На сегодняшний день раскопками вскрыта примерно десятая часть древнего города, а также значительная территория городского некрополя. Сформированы уникальные эталонные фондовые коллекции и неповторимая экспозиция «под открытым небом», которую составляет большинство исследованных участков городища. В эту экспозицию входят также масштабные реконструкции античных сооружений на музейной усадьбе и лапидарий – собрание массивных, объемных находок, преимущественно из камня. Предметы из раскопок, хранящиеся в фондах заповедника, насчитывают более 140 тысяч единиц. Самые выразительные из них можно увидеть в исторической экспозиции музея. В фондах создан уникальный «Зал амфорных эталонов» – единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары. На музейной усадьбе также открыта экспозиция «Музей исторического костюма» и комплекс тематических выставок историко-археологического и художественного характера.
Музеем накоплен значительный опыт работы с посетителями, выработаны интересные эксклюзивные формы этой деятельности. К услугам туристов – серия экскурсионных маршрутов по экспозициям музея, городищу, памятникам истории, культуры и природы охранных территорий заповедника, охватывающих хронологический диапазон от эпохи палеолита до ХХ столетия. Проводятся разнообразные интерактивные программы: исторические практикумы на базе музейно-педагогических центров заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Музей издает буклеты, путеводители и другую научно-популярную литературу о Танаисе, специализированные археологические сборники.

Пройдя по раскопкам, идем к другим достопримечательностям, и вдруг голос в громкоговорителе объявляет, что музей работает до 5. Охранник, оказывается, нас дезинформировал. Быстро обходим оставшиеся достопримечательности. Напоследок посещаем скифское глиняное жилище – как по мне единственное интересное место во всем музее.

День 1 – Енакиево – ДНР – Украина – Танаис – Ростов-на-Дону

На выходе из музея покупаем бутылку кваса за 75 р – то есть 2.5$. Но очень захотелось. Квас оказался очень вкусный. Возле музея нашли абрикосу, поели и набрали на компот.

Все, покидаем Танаис, едем в Ростов-на-Дону. Про Ростов я нашел статью с описанием мест для пикника в городе, выбор для ночевки падает на Ростовское море. Для этого перед постом ДПС на въезде в город поворачиваем на объездную через Ленинокамск. Нахожу шиномонтажку, куда и заезжаем. Выходит парень кавказской национальности. Рассказываю про беду с колесом, узнаю цену.

- Для тебя бесплатно. Ты с Украины, у вас война. Война это беда. Я так помогу.

Вышел второй, как оказалось позже грузин. Долго с ним общаемся про ситуацию в Украине. Его не интересует политика и кто прав, кто виноват. Ему искренне жалко мирных жителей. Набираем у них баки питьевой воды. Предлагают поселиться у них, на шиномонтажке второй этаж пустой, есть стоянка для машины. Предлагают чай. Отказываемся от гостеприимства, но они оставляют свой номер – если что, звоните – поможем, чем можем. Надумаете – приезжайте, поживете у нас.

День 1 – Енакиево – ДНР – Украина – Танаис – Ростов-на-Дону

В очередной раз вспоминаю рыбаков с которыми общался днем и проникаюсь уважением к жителям Кавказа. Для Димона, который впервые выехал в Россию, такое отношение очень удивительно. Я же знаю, насколько это хороший народ.

Узнаю, как проехать на Ростовское море. Узнаю, что туда ехать не надо, рядом отличный пруд, где можно переночевать. И правда, находим этот пруд. Хорошо.  Купаемся. Вода прохладная, но чистая. Ставим огромную палатку – она и правда огромная. Газовый баллон, стол, стул – так мы еще не отдыхали. Кайф.

Вечером звоню другу Валере, который сейчас живет в Ростове-на-Дону.  Он очень рад, хочет встретиться, хоть прямо сейчас. Договариваемся на завтра. Так что завтра у нас прогулка по Ростову, встреча с Валерой, покупка карты мегафон и попытка сделать карту Сбербанка.