Архивы публикаций
Опрос посетителей
Сколько стран Вы посетили в своей жизни

Православные храмы Бахчисарая

Свято-Успенский монастырь
В живописном ущелье Марьям-дере («ущелье Марии») в VIII-IX веках греческие монахи основали Успенскую церковь. Точно определить время его основания сегодня не берется никто. В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи - свои новые жилища.

Согласно преданию, именно на этих скалах явилась людям чудотворная икона Божией Матери Одигитрия (Путеводительница). Ее нашел пастух и поспешил рассказать своему господину, местному князю. Икону с великими почестями перенесли в княжеский дом, но утром она вновь оказалась на прежнем месте. Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что в скале следует устроить храм и поместить в нем драгоценный образ. Древнюю икону предание приписывает к 72 иконам Богоматери работы Евангелиста Луки.

Явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божией Матери, поэтому и монастырь назвали Успенским. Его почитали даже крымские ханы, отправляясь в походы, они обращались к покровительству Богородицы, приносили подношения и свечи. Обитель стала резиденцией митрополита, центром духовной жизни христиан в грудные времена турецкого владычества. 23 апреля 1778 года в Успенской церкви митрополит Игнатий, обеспокоенный угасанием христианства на полуострове, призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства. Почти 32 тысячи человек, охраняемые солдатами А. В, Суворова, отправились на новые земли в Приазовье. В основанном ими городе Мариуполе в Успенском храме они поместили драгоценную икону Божией Матери.

Христиане, оставшиеся на родине, просили крымского хана Шагин-Гирея разрешить возобновить богослужения в опустевшем монастыре греческому священнику Константину Спиранди. А возрожде ние Свято-Успенского монастыря на чалось в 1850 году по инициативе архиепископа Иннокентия.

В годы Крымской войны в Свято-Успенском монастыре расположился госпиталь русской армии, умерших хоронили на монастырском кладбище. Здесь нашли упокоение генерал-майор П. В. Веймарн генерал-адъютант П. А. Вревский.

После войны обитель начала обустраиваться, Кроме Успенского храма появились церкви св. Евангелиста Марка, св. Константина и Елены, святителя Иннокентия Иркутского, дом настоятеля, у святого источника построили фонтан. В долине возвели две гостиницы, трапезную и хозяйственные постройки, разбили прекрасный фруктовый сад.

Свято-Успенский монастырь закрыли в 1921 году, обвинив духовенство в заговоре против советской власти. Вновь Свято-Успенский монастырь открылась в 1993 году.

Часовня на Братском кладбище
Первая героическая оборона Севастополя во время Крымской или, как ее еще называют на западе, Северной войны в середине девятнадцатого века (1854-1856 гг) продолжалась 349 дней. И пока союзники осаждали город, а на мировой арене разыгрывались политические интриги, Бахчисарай выполнял роль тылового города, очень близкого к театру военных действий. В Бахчисарай стягивались обозы с продовольствием, военным снаряжением. Бахчисарай стал большим лазаретом, сюда доставляли на телегах по окольным проселочным дорогам бесконечное число раненых солдат.

Помещения ханского дворца, и многие вспомогательные здания были обустроены под военный лазарет. Раненных было настолько много, что мест не хватало, и людей оставляли прямо на улице, в полевых лазаретах. Для многих героев и защитников Севастополя в те трагические дни Бахчисарай стал последним пристанищем. Умерших воинов выносили в обустроенные на скорую руку часовни. Одной из таких часовен стало дюрбе Диляры-Бикеч. Недалеко от старого армянского кладбища было организовано братское кладбище.

Именно на этом кладбище гораздо позднее, в 1895 году, на месте захоронения свыше четырех тысяч храбрых защитников Севастополя, скончавшихся от ран в лазаретах Бахчисарая, была возведена часовня. Автором проекта выступил симферопольский инженер М. Прага.

Храм святителя Николая Чудотворца
Большой православный храм в Бахчисарае построили в 1800 году и освятили во имя святителя Николая Чудотворца. В годы борьбы с религией Храм святителя Николая Чудотворца был разрушен и восстановлен в наши дни.