Архивы публикаций
Опрос посетителей
Сколько стран Вы посетили в своей жизни

История Судака - Хазарщина

На рубеже VIII-IX веков Судак стал центром хазарских владений в Крыму и местом пребывания здешнего наместника тудуна. Считается, что тудун имел в Судаке свою резиденцию. Однако ряд авторитетных исследователей сомневаются в полном подчинении Судака хазарам. По всей видимости, жесткой границы между византийскими и хазарскими владениями в Крыму не было. Административное управление совместно осуществляли представители византийской императорской администрации и наместники хазарского кагана.

Интересны остатки «судакского зольника». Это было святилище, где незнатные подданные каганата, в отличие от своей верхушки, принявшей иудаизм, продолжали отправлять свои древние языческие культы. По мнению отдельных авторов, находки из расположенных поблизости склепов некрополя этого периода демонстрируют жутковатые подробности практикуемой хазарами погребальной обрядности.

В этот период город очень сильно разросся. Начиналось стено- и домостроительство на северных склонах — на территории, которую ныне занимают генуэзские укрепления. Уже в тс времена Судак представлял собой крупный торговый центр, который интенсивно развивался. Он был одним из городов на трассе Великого шелкового пути. Здесь торговали всеми товарами, характерными для Причерноморья. Предметы роскоши, шелк, пряности и наркотики были, безусловно, дорогими штучными товарами из Азии, а вот работорговля, торговля мехами и медами из Руси, местными товарами сельского хозяйства и морских промыслов процветали. Более того, в Судакской бухте находят свинцовые пломбы, которыми якобы маркировались связки собольих, беличьих да бобровых шкур, — сорока. Сорок — старинная русская единица счета, применявшаяся (до начала XIX века) главным образом в меховой торговле (например, два сорока соболей — это 80 шкурок).

Пиком расцвета Судака как самостоятельного торгового центра и одного из звеньев Великого торгового пути между Востоком и Западом, Севером и Югом был XII век. Тогда в Судаке было около шести тысяч жителей, что очень немало для Средних веков. Население города было смешанным, этакий «Вавилончик» на черноморском берегу: греки, рядом с ними выходцы с Северного Кавказа и с противоположного берега Черного моря, осевшие здесь потомки нескольких волн тюрок-степняков, многочисленная армянская община, нередки здесь были и славянские гости.

Кроме того, Судак был религиозным центром. Существовала целая судакская епархия. Вокруг города известны несколько средневековых монастырей и остатки многочисленных церквей. Один монастырь с крупным храмом-базиликой находился к западу от города, в сторону Нового Света, в урочище Димитраки. Еще ближе к Новому Свету сохранились уникальные для Восточного Крыма сооружения пещерного монастырского комплекса. На

склоне горы Перчем раскопан еще один монастырек интересной планировки. На горе Ай- Йори также находился средневековый монастырь, видимо, давший название горному массиву.

Обрел Судак и местного святого. Святитель Стефан Сурожский жил в VIII веке в эпоху иконоборчества в Византии и был одним из апологетов иконопочитания, жестоко за это пострадал, но был умучен не до конца и впоследствии возвращен в свою епархию, став одним из самых известных и чтимых местных святых.

Существует полулегендарное свидетельство о походе на Судак (Сурож) в IX веке русов во главе с новгородским князем Бравлином. Русы тогда успешно добрались до юга Крыма и разграбили Судак. Ворвавшись в город, хулиганы сразу же полезли грабить собор Святой Софии и добрались до мощей святого. Естественно, у Бравлина немедленно начались проблемы со здоровьем. Как обычно в таких случаях, помогли только глубокие извинения с последующим принятием крещения...

Судак - история завоеваний