Архивы публикаций
Опрос посетителей
Лучше место для отдыха на море

История Судака - Турецкое владычество

Турки появились в Крыму с большой армией и решительным настроем привести в эту землю твердую администрацию, законность и порядок, что они и сделали.

Судак был единственным из крупных генуэзских укреплений, оказавших туркам отчаянное сопротивление, хотя крепость к этому времени была явно устаревшей и не приспособленной к использованию артиллерии. Стены были тонкие, башни высокие и тесные, открытые с тыльной стороны... Укрепление уже больше выполняло декоративные функции. От легкой кавалерии оно еще могло оборонить, но регулярной осады армии, оснащенной тогда по последнему слову техники, выдержать не могло. К тому же в Судаке был очень маленький гарнизон (от 20 до 80 солдат, в число которых входили трубачи, цирюльники, барабанщики и прочие) и почти не было огнестрельного оружия.

Археологические раскопки подтверждают трагическую картину решительного штурма, отчаянного сопротивления гарнизона крепости и горожан. По преданию, храбрый консул Солдайи Христофоро ди-Негро не стал искать спасения. С остатками своих людей он укрепился в кафедральном соборе Девы Марии на центральной площади, где все они и были после жестокого последнего штурма перебиты. Воинов оставили без погребения, брошенными на полу храма.

Польский путешественник Мартин Броневский, оказавшийся в этих местах в 1578 году, упоминает о возвышающемся над городищем остове церкви с заложенными камнем входом и окнами, которую местные жители всех вероисповеданий откровенно побаиваются и стараются обходить седьмой дорогой.

В середине 1980-х годов, когда производились раскопки собора, на полу в слое пожара были найдены человеческие останки, в беспорядке разбросанные обломки оружия, несколько пластин доспехов.

Турки, решительным штурмом взяв Судак, укрепились здесь почти на 300 лет. Во времена турецкого владычества жизнь Судака шла как бы по инерции. Формально оставаясь центром административного округа, кадылыка, в основном совпадающего с границами прежнего генуэзского консульства, город тем не менее приходил в упадок. Сместились торговые пути, изменилась этническая карта Крыма. Крепость турки толком не реконструировали, только одна полукруглая башня относится ко времени их правления. Турецкий гарнизон оставался немногочисленным и не превышал полсотни обленившихся янычар; в крепостном арсенале и спустя столетие еще хранилось трофейное генуэзское военное снаряжение, зачастую уже никуда не годное. Единственная крупная пушка ржавела на башне верхнего замка, вызывая удивление гостей — как и для чего ее туда затащили?!

Путешественник середины XVII века Эвлия Челеби описывает десяток запертых нежилых домовладений в верхнем и сотню дворов в нижнем городе. Водопровод к этому времени уже поломали, не было ни лавок, ни постоялых дворов, ни школы, зато бросались в глаза пустыри и огороды, образовавшиеся на месте прежней застройки. Даже старинная мечеть стала малопосещаемой по причине удаленности от жилья. Население рассосалось по слободкам вокруг крепости и по хуторам долины и предалось сельскохозяйственным промыслам. Впрочем, как пишет Челеби, в этом местные жители преуспели, выращивая плоды, достойные восхищения и известные даже в столице. Особенно путешественнику глянулись белая черешня и яблоки.

Определенная информация жизни Судака османского времени содержится в турецких фискальных документах, налоговых описях ХVI-ХVII веков. Население оставалось смешанным. Постепенно увеличивалась доля мусульман, шло вытеснение христианского населения из судакской округи. На момент присоединения Крыма к России Судак уже нельзя было считать городским центром. Оставшееся население расселилось по долине и было практически полностью исламизировано. Любопытно, что местные мусульмане вовсю занимались виноделием и виноторговлей, хотя Коран этого и не одобряет...

На рубеже ХVI-ХVII веков Cудак страдал от казацкого морского разбоя. Авторы 1940— 1950-х годов прямо связывают упадок Судака как города с казацкими набегами.