Архивы публикаций
Опрос посетителей
Сколько стран Вы посетили в своей жизни

Крепость в Судаке, экскурсия по Генуэзской крепости, фестиваль Генуэзский шлем

, Cтепень сохранности Генуэзской крепости оценить проще простого: попробовать войти или выйти из нее, когда ворота заперты или тебя через них по какой-то причине не пускают. Следуя сему, если не свернете шею, то убедитесь в прекрасной сохранности судакских укреплений...

Ознакомительная видео экскурсия по Генуэзской крепости

Первое, с чем сталкивается всякий в крепость входящий, это величественный комплекс барбакана (предвратное укрепление, от латинского ваrba - «борода») и крепостных ворот — единственный проезд в крепость. У исследователей нет единства мнений по поводу времени строительства барбакана в его нынешнем виде. Одни считают его генуэзским, иные - османским сооружением, даже амбразуры у подножия его стен одним представляются предназначенными для первобытной артиллерии, другим — отверстиями для отвода дождевой воды.

Крепостные   ворота Генуэзской крепости Санта Кроче (то есть ворота Святого Креста) представляют собой стрельчатую арку, фланкированную по сторонам двумя башнями. Стена проема ворот двойная, некогда ворота закрывались спускавшимся сверху окованным металлом, крепким деревянным полотном. Привратные башни Генуэзской крепости очевидно несимметричны, хотя и имеют сходную конструкцию.

Башни в Судакской крепости в основном открыты с тыла и представляют собой строения из трех высоких стен с деревянными перекрытиями между ярусами. Возведение открытых башен значительно удешевляло строительство. К тому же такое устройство позволяло с удобной точки Генуэзской крепости визуально контролировать все происходящее на линии обороны. Такая башня, если в нее прорывается враг, не может быть использована как опорный пункт для ведения дальнейшей атаки на крепость. Но, соответственно, если неприятель проник за стены, она становится бесполезной и для обороняющихся. Кроме того, открытые башни не особенно прочны.

Башни Судакской крепости соединяются куртинами оборонительных стен. Стены в Судаке относительно тонкие. Имея высоту до 7-9 метров, они не бывают толще 2,5 метра. Хотя, например, в Херсонесе стены имеют толщину 4 метра. По верху стен проходит боевой ход, прикрытый парапетом с прямоугольными зубцами — мерлонами.

Экскурсия по стенам и башням судакской крепости

Следует сказать, что вся Генуэзская крепость построена не в один присест. Сколько генуэзцы здесь жили, столько они и совершенствовали свои оборонительные сооружения. Начали с возведения консульского замка Санта-Элиа. Считается, что первоначальные внешние укрепления представляли собой крепостной вал с частоколом по периметру будущей крепостной стены. Потом постепенно эти сооружения воспроизводились в камне. Генуэзцы почему-то побрезговали восстановить полуразрушенные византийские укрепления, которые явно сохранялись здесь. Значительные фрагменты характерных кладок стен византийского времени открыты раскопками и доступны для обозрения.

Туристическая тропа от ворот ведет на восток, мимо развалин казарм Кирилловского полка и средневековых складских помещений, представляющих собой просторные сводчатые полуподвалы.

Чуть выше находится раскоп храма Девы Марии, под руинами которого были погребены последние защитники генуэзской Солдайи во главе с консулом Христофоро Ди-Негро. Когда-то это был однонефный (без боковых приделов) готический храм, с внешними контрфорсами, напоминающий небольшие европейские церкви рубежа ХIV-ХV веков. Где-то рядом должны находиться остатки собора византийского времени, где служил Стефан Сурожский. Однако археологи еще не обнаружили их.

Идя по тропе, мы можем осмотреть все новые и новые башни Генуэзской крепости. Нам известны названия тех башен, где сохранились консульские строительные надписи. На боковых стенах отдельных башен Судакской крепости хорошо видны вмонтированные в кладку каменные плиты, на которых присутствуют средневековые гербы и надписи, очень хорошо сохранилась такая надпись на третьей башне - это башня Паскуале Джудичи.

Чаще всего композиция состояла из трех геральдических щитов. В центре располагалось изображение герба Генуи — креста. Левое место, более почетное, занимает герб правящего генуэзского дожа, справа — герб консула, которым во время постройки башни руководил колонией. Под или над изображениями помещалась посвятительная надпись типового содержания: это-де здание построено во времена правления такого-то и такого-то благородного, скромного и честного консула, достойного мужа и семьянина. Встречаются консульские плиты, выделяющиеся богатым декоративным оформлением и более пространными и многословными надписями.

Полукруглая башня Генуэзской крепости, так называемая рондель, которая резко выделяется своими архитектурными формами, представляет собой сооружение турецкого времени, уже приспособленное к использованию артиллерии.

За круглой башней находятся грандиозный провал и оползень, где были обнаружены руины святилища хазарского времени и остатки некрополя 1Х-Х веков. Рядом — остатки небольшого греческого храма, основанного в византийское время, очень напоминающие аналогичные постройки Херсонеса.

Следующая башня судакской крепости - четырехстенная. Некогда она была угловой. Отсюда линия обороны поворачивала и под прямым углом уходила вверх по склону, поэтому здесь и возвели более основательную башню, ее можно было использовать при штурме как самостоятельный укрепленный пункт. Территория же к востоку, на которой находится сохранившееся здание мечети, вошла в периметр города далеко не сразу.

Интересно осмотреть мечеть Падишах-Джами, которая была основана в XIV веке, но несколько раз перестраивалась. Начатая как мечеть, она досталась генуэзцам недостроенной и была ими переделана в храм загородного монастыря францисканцев. В интерьере сохранились латинские надписи и даже остатки росписи с христианскими сюжетами. В таком виде постройка просуществовала до конца XV века,  то есть до захвата города турками. После этого сооружению вернули первоначальную функцию. В конце XVIII века ее освятили как православный храм Святого Матфея, после 1829 года на полвека забросили, а с 1880-х годов использовали как храм армян-католиков, что ее и спасло от разборки на камень. Сейчас здесь музей Судакской крепости. Экспозиция музея невелика, но очень представительна. Мечеть Падишах-Джами отражает в той или иной степени все исторические периоды существования крепости и города.

Если подняться от мечети по склону вверх, мы попадем к цитадели – замку Санта Элиа. Замок Санта Элиа сохранился великолепно и даже еще до реставрации служил декорациями для съемок многих отечественных фильмов.

Кстати, в замке Санта Элиа снималась известная экранизация «Отелло» с С.Ф.Бондарчуком: сидит Бондарчук на генуэзской башне, подкрашенный гуталином, печалится, и в кадре над Отелло по небу проходит инверсионный след от самолета…

Собственно консульский замок состоит из громадной 24-метровой башни. Башня имеет мри яруса, вверху – открытая боевая площадка. К башне примыкает замкнутый дворик, прикрытый еще одной угловой башней. Таким образом, мы имеем полноценный европейский замок. За замком простирается территория собственно цитадели, зажатая между обрывом и стеной. Из Консульской башни попасть на боевой ход стены цитадели можно было по подъемному мостику очень любопытного устройства. Территория цитадели была плотно застроена; вероятно, здесь проживали лучшие люди города Солдайи. Угловая башня, Георгиевская, интересна тем, что там сохранились остатки фрески с изображением святого Георгия.

Дальше оборонительная стена идет круто вверх по склону, и, если не страдаешь головокружением, вдоль нее можно добраться до Девичьей башни. Ее сохранившаяся часть представляет собой основание прямоугольной башни. На первом этаже была капелла. На втором этаже, видимо, располагалась кордегардия.

Считается, что Девичья башня служила жильем для почетных пленников. Это позволяло не сильно обременять их тюремным режимом, но и не давало им слоняться без дела по Судаку в ожидании дня, когда их выкупят.

Под стенами верхнего замка сохранились остатки небольшого христианского двухапсидного храма. Обычно бывает либо одна, либо три алтарные апсиды. Храмы с четным числом апсид в христианской архитектуре Крыма очень редки.

В прогулке по крепости рекомендуем воспользоваться комментариями и сопровождением сотрудников заповедника. Они лучше автора осведомлены о результатах последних исследований на территории крепости, точнее покажут места, где можно рукой подержаться и за Византию, и за европейское Средневековье. Грамотные гиды могут более подробно рассказать о памятниках на территории крепости, связанных и с хазарами, и с генуэзцами, и с византийцами, показать многие интересные детали.

Виртуальная экскурсия по Судакской Генуэзской крепости

В последние годы каждое лето крепость наполняется толпой забавных чудаков, увлеченно играющих в Средневековье. Судак стал местом проведения исторических фестивалей «Генуэзский шлем» и «Стальная роза». Под одобрительный визг прихлебывающих пиво прекрасных дам свирепо сопящие и матерящиеся из-под забрал рыцари сходятся в поединках и почти всерьез рубятся на тупых мечах «в крови по колено». Особенное впечатление производит «коллективная свалка» — бугурд.

История фестиваля "Генуэзский шлем"

«Генуэзский шлем 2011»

Побоища сопровождаются выставкой тщательно реконструированных средневековых доспехов и военного снаряжения, вплоть до метательных машин, эффектно пуляющих фляги с пивом. Целую улицу образуют палатки умельцев, воспроизводящих различные средневековые ремесла. Гостю также могут предложить примерить и ощутить тяжесть доспехов или поупражняться в метании боевого топора.

В эти шумные дни судакская крепость полностью во власти увлеченной публики, и даже сам великий и всемогущий директор заповедника предпочитает скрываться где-нибудь в укромном месте за пределами своих владений.