Опрос посетителей
Лучше место для отдыха на море

16 янв 18:48Блог

ИНДИЯ, БОМБЕЙ: Бомбей-бомбеище

Бомбей – это Шанхай Индии. И вообще это один из самых известных и больших городов мира, более населённый людьми, чем Москва, -- размером с Мехико или с Манилу. Я был в Бомбее 17 лет назад, в ходе путешествия «Автостопом в Индию», и с тех пор не посещал эти края.

Те, кто хочет подробнее узнать, какова была жизнь в Бомбее и в Индии в 1980-х годах, могут прочитать интересную книгу «Шантарам» (автор некий Грегори Дэвид Робертс), она толстая, но очень увлекательно написана. Кто ещё не читал, найдите обязательно. Кому же интересна бытовая жизнь в Индии сегодня (2010-е гг), могут прочитать книгу Романа Устинова «Индия наизнанку», она в 10 раз меньше по размеру, но тоже читается легко и весело.

В Бомбее соединились течения европейской, азиатской, мусульманской, индуистской, современной и старовидной жизни. Впрочем, человек, который привык к чистоте российской или европейской, -- прибыв сюда, может воскликнуть: «Какой гадюшник! Какой бомжатник! Где здесь 5000-летняя древняя ведическая культура? Где йоги, святые вибрации, левитации, «духовность»? Сплошная антисанитария и хаос!» и, действительно, и он будет прав.

ИНДИЯ, БОМБЕЙ: Бомбей-бомбеище

Подробно описывать Мумбай (он же Бомбей) я не буду нынче, скажу лишь несколько фраз, о изменении города во времени. Город Бомбей внешне не очень изменился, звуки гудков, крики продавцов, призывы муэдзинов (в мусульманских кварталах), причитания нищих, всё сохранилось. Электрички, полные людьми, продолжают перемещать туда-сюда 20-миллионную массу населения города и пригорода. Так же в них есть женский вагон и много мужских (в женском – посвободнее). В Бомбее появились двухэтажные городские автобусы, судя по конструкции, местного производства. Говорят, на окраине соорудили метро, даже проходит мимо аэропорта, но мы его не заметили. Аэропорт выглядит современно и ново. В Бомбее сильно выросли цены за 17 лет (ну где они не выросли – только там, где они уже были заоблачными). Монеты стали менее популярны, чем раньше; большинство расчетов ведётся бумажками, а копейки (пайсы) пропали вовсе. Трущобы в городе так и остались, их видно немало; но появились некоторые небоскрёбы меж трущоб.

В электричках тут, похоже как и у нас, -- появились объявления на стенах: «Деньги! Займы всем!», «поездка в паломничество в Ширди на место жизни святого Саи Бабы (предыдущего, из Ширди)», «один СМС – один емайл – и ваша финансовая безопасность в ваших руках!», «вложитесь в нашу денежную пирамиду!», «не переходите через пути, что важней – пара минут или съэкономленная жизнь», и прочее. На заборах и рекламных щитах Бомбея стало больше призывов освободить Индию от мусора, кажется, к 2030 году, не бросать сор и пластик на улице и не выталкивать мусор из окон. Пока не очень помогает.

Индийскую рупию можно считать примерно равной рублю – в связи с обвалом российской валюты ($1 = 62 Ind.Rp). Билет на электричку по городу стоит в Мумбае 5 рупий, в средний пригород 10; чай видели по 6, а где-то и 10 рупий; городской автобус – 10; билет на поезд до Дели (1400 км) – 350 рупий в бомж-классе, 700 рупий плацкарт. Для интуристов есть специальная касса предварительного заказа билетов, где вместо рупий принимают только валюту, но сдачу дают в рупиях. В эту кассу очередь меньше, чем в остальные. Кажется, что многие пассажиры (особенно те, что спят на заплёванном асфальте перрона в ожидании своих поездов) вообще не имеют билетов, а рассчитываются как-то методом мелкой взятки.

Стоимость иных товаров и услуг узнается позже, когда покатаемся больше по стране.

Чтобы адаптация к индийской жизни и ко всем местным микробам прошла у нас мягко, мы не сразу перешли в состояние вольных путешественников, а поселились на два дня в гостинице в чрезвычайно бомжовском торговом районе центра города. Вообще, по сравнению с этим райончиком Бомбея, -- похожие чем-то Кампала, Момбаса, Дар-эс-Салам покажутся эталонами красоты, чистоты и порядка, а Каир вообще стерилен и аккуратен. Про «отели» скажу ещё, что в этом же районе было найдено ещё с десяток гостиниц, которые выглядели вообще как предместья ада; судя по внешнему и внутреннему виду, за житьё в них людям наверное ещё и доплачивают, а так верно и есть, потому что в этих «гэстхаусах» все комнаты были заняты понаехавшими местными, ничего нам не осталось. Если бы был рядом европолюб Андрей Сапунов, он получил бы впечатления на год вперёд, особенно потому, что эти адские ночлежки представляли собой колониальные здания старой архитектуры, не мытые и не чищеные со времён независимости Индии в 1947 г. Здание, в котором мы поселились, было куда приличнее и даже водилось на сайте booking.com. Из отзывов на заведение с сайта: «Never visit this hotel !!» (никогда не ходите в этот отель! -- они не видали остальных рядом…

Погода в Бомбее куда теплее, чем в Стамбуле – днём под +30. Подробней о индийской жизни сообщу позднее; пойду поищу wi-fi: в рекламе гостиницы он был, но поймать его не удаётся, так это часто бывает в Индии.